Мы приняли
для себя следующее определение самоуправления учащихся.
Самоуправление
учащихся — самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его
самореализации в интересах своего коллектива и общества в целом.
2. Мы считаем, что органы ученического
самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского
саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Мы
определили следующие условия:
- Наличие
личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил,
деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
-Присутствие
и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без
поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть
одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
Пути
создания жизнеспособных органов самоуправления:
-Найти
сферы значимой для учеников деятельности
и полезной для гимназического сообщества
и мира в котором живем;-сделать
эти сферы эмоционально насыщенными и
интересными;
-предоставить
педагогическую поддержку и помощь
3.Определены принципы ученического самоуправления:
-
равноправие- все должны иметь право решающего голоса при принятии того или
иного решения;
-
выборность – полномочия приобретаются в результате выборов;
-
откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта
для всего гимназического сообщества;
-
законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
-
целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления направлена
на реализацию интересов и потребностей учащихся;
-
гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на
нравственных принципах;
-
самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся;
-
ответственность – необходимость регулярного отчета о проделанной работе и ее результатах.
4. Определена организационная структура ученического
самоуправления. Она
двухуровневая:
1-й
уровень – ученическое самоуправление в классах.
2-й
уровень –общегимназическое ученическое самоуправление.
Первый
уровень
Ученическое
самоуправление в классах.
Классное собрание
Совет
обучающихся класса
Центры
самоуправления (Советы)
Второй
уровень.
Гимназическое
ученическое самоуправление.
Ученическая
конференция учащихся
Совет
Лидеров
Первый уровень - ученическое самоуправление в классных
коллективах. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности
так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя. Из
председателей составляется совет обучающихся класса. У каждого члена классных органов
самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения
в вышестоящие органы самоуправления - Совет лидеров и Конференцию учащихся
гимназии.
Структура второго
уровня. Высшим органом самоуправления
гимназии является конференция учащихся гимназии, которая созывается 2 раза в
год и решает вопросы организации жизни и деятельности коллектива.
Исполнительным органом
конференции является Совет лидеров, в который входят лучшие педагоги и наиболее
активные учащиеся гимназии, пользующиеся авторитетом у своих товарищей,
способные повести за собой. Кроме того члены Совета Лидеров наряду с
представителями педагогического коллектива и родителей входят в Совет гимназии,
который призван решать наиболее важные и значимые вопросы гимназической жизни.(Приложение
1)
5. Разработаны
нормативные локальные акты, определяющие
общую модель ученического самоуправления: Устав ученического самоуправления Браславской государственной
гимназии; Положение об ученическом самоуправлении Браславской
государственной гимназии; Закон «О выборах Совета Лидеров».
6.
Намечен План
развития ученического самоуправления
7.
Составлена Программа
обучения заинтересованных лиц основам ученического самоуправления (Приложение 2).